|
|
Тюнинг своими руками. Автозвук. Усилитель в багажнике: убрать провода. |
автомобильные усилители
схема автомобильного усилителя<>
Об этом я мечтал давно. Только представить:
открываю багажник, а там - чистота, красота, порядок, масса свободного
места и, главное, ни одного болтающего провода. В идеале - вообще не видно
проводов! В предыдущей машине реализовать свою мечту мне так и не удалось.
Максимум, на что меня хватило, прикрутить усилитель на фанерной подставке
к спинке заднего сиденья. Однако в текущей машине решил кардинальным
образом исправить ситуацию. Но как?
Стоит ли говорить, что
различных инсталляций я насмотрелся предостаточно. Однако спроецировать
что-нибудь из увиденного на свой багажник как-то не получалось, ничего не
нравилось... Нужна была оригинальная идея, причем конструкция должна была
бы отвечать определенным требованиям:
Провод питания аппарата
должен иметь наименьшую длину;
Усилитель и провода не должно быть
видно (вариант скрытой установки);
Моментальный доступ к
регулировкам и клеммам, никаких проблем с коммутацией проводов;
Конструкция должна занимать минимум места в багажнике и
обеспечивать нормальное охлаждение усилителя;
При всем этом
решение должно быть простым и изящным.
Схема с креплением
усилителя под передним сиденьем мне совсем неинтересна. Спинка заднего
сиденья тоже сразу отпала: было уже, проходили - при откидывании спинки
аппарат будет мешаться, да и к блоку регулировок тянуться далековато.
Поэтому для выполнения первого и третьего требований решил установить
конструкцию в левой части багажника; силовой провод от аккумулятора у меня
проложен по левой стороне кузова, практически по прямой, так что первое
условие выполнялось. Подходящим местом оказалось только пространство возле
арки левого заднего колеса, в котором я решил расположить откидывающуюся
конструкцию в виде перевернутой буквы "Т" с усилителем, закрепленным
"лицом к стене".
Инструменты и материалы
Из
материалов мне потребовалось:
Обрезки десятимиллиметровой
березовой влагостойкой мебельной фанеры площадью не более 0,5 кв. м.;
Полфлакона Дзержинской эпоксидки;
Грамм 30 полиэфирной
шпаклевки "Body" со стекловолокном;
Штук 10 черных саморезов
длиной 70 мм, немного оцинкованных гвоздей 35х2;
Отрезок мебельной
петли не более 50 см длиной:
Грунтовка и черная краска "Maston" в
аэрозоле;
Отрез тянущегося карпета 0,5*2м, на вид либо "А21
Charcoal", либо " А23 Heater Charcoal". К нему специальный полиуретановый
клей в аэрозольной упаковке "Bondo" Spray Adhesive.
Набор
электроинструментов стал уже стандартным - электролобзик "Skill",
электродрель "Sparky" с насадкой для шлифования, круги зернистости 30 и
80. Плюс такой же стандартный набор ручного
инструмента.
Каркас
Из фанеры вырезал основание
конструкции в форме, очень похожей на боковой "лепесток" покрытия пола
багажника, которым прикрыты глубокие ниши возле арок колес. Подогнал форму
таким образом, чтобы она, будучи прикрепленной длинной петлей к полу,
свободно накрывала нишу, а также беспрепятственно поднималась на 90
градусов.
|
Основание полки. Туннель для проводов еще не прорезан, но
петля уже прикручена. Также видны следы саморезов, крепящих
подставку. Своим правым краем основание должно опираться на
выступ арки колеса.
| Прикинув
глубину установки аппарата, вырезал из двойной фанеры фигуру, к которой и
должен крепиться усилитель. Форму подставки пришлось подгонять так, чтобы
она как можно более точно повторяла обводы выемки. В итоге подставка
своими краями плотно "усаживается" в ковровое покрытие арки колеса без
образования щелей. Второй, внутренний слой фанеры имеет вырез в центре в
виде арки - при склеивании слоев образуется выемка под усилителем, в
которой я планировал подводить межблочные кабели.
|
На левой части отчетливо виден вырез в виде дверного проема с
аркой :-)
| Конструкция в виде
буквы "Т" успешно получалась, но для надежного соединения ее частей
требовалось что-то еще. Кусочками фанеры нарастил нижнюю часть подставки,
сделав в ней вырезы под клеммы усилителя. Причем в двух средних слоях
наборного брусочка убрал центральную часть, оставив только края - таким
образом образовался "туннель" для проводов. Такой же туннель пришлось
проделать и в основании полки, чтобы все коммуникации можно было бы
незаметно подвести к усилителю под фальшполом багажника и ковровым
покрытием арки колеса.
|
|
Вот так будет располагаться усилитель. Все провода должны
подводиться через "туннель" - питание и акустические подключатся к
клеммам, а межблочники пройдут под усилком и присоединяться с
противоположного торца.
|
Хорошо видна форма наборного бруска: выемка под
клеммы усилителя и туннель для
проводов.
| Как и в случае с
сабвуфером, все фанерные части я вырезал элекролобзиком, тут же скреплял
их гвоздями и подгонял электродрелью с шлифовальным кругом. Затем все
деревянные части склеил воедино эпоксидкой, прихватив наиболее
ответственные места саморезами. Петлю намазал "жидкими гвоздями" и
привинтил к основанию саморезами.
Отделка
Поверхности
слегка зашкурил и подшпаклевал, покрыл грунтовкой (скорее за компанию с
сабвуфером). Так как в основном вся поверхность планировалась под оклейку
карпетом, то основательно выкрасил черной краской только выемку под
межблочники, а все остальное покрыл в один слой на всякий случай.
|
Вот так должна откидываться конструкция, крепление к полу
багажника соответствует действительности. Для наглядности в
туннель просунуты
провода.
| Покрашенную полку еще
раз примерил по месту в багажнике и потом почти целиком оклеил ее
карпетом, за исключением обратной стороны основания и области под
усилителем. К готовой конструкции прикрепил усилитель, привинтил петлю к
полу багажника саморезами и подсоединил провода. Получилось просто
замечательно!
|
Полка полностью откинута. Видно, что ниша полностью
функциональна - наличие в ней аптечки это доказывает. Провода
пока не уложены и болтаются как попало, я буду их менять и
упорядочивать. Позже...
| Были
опасения - а как фиксировать полку в закрытом состоянии, не будет ли она
самопроизвольно открываться на крутых виражах? Но раньше времени не стал
усложнять себе задачу, и, как впоследствии оказалось, правильно.
Во-первых, усилитель смещен в нужную сторону относительно оси вращения
(откидывания), за счет этого он своим весом как бы "закрывает" дверцу.
Во-вторых, оклеенная карпетом подставка достаточно плотно усаживается в
коврик багажника. Таким образом за пару недель поездок "дверца" ни разу
несанкционированно не открылась... В крайнем случае пара полосок "липучки"
на торцах дадут 100%-ную гарантию неподвижности конструкции.
|
|
Полка приоткрыта градусов на 30. И вот они, все
регулировки! Удобство просто не описать словами, крути - не хочу
!
|
Как и задумывалось - не видно ни усилителя, но
одного провода! Даже не верится, что радость была так близка и
доступна :-) Все, с такой красотой прямая дорога на
соревнования. |
Как и
задумывалось - не видно ни усилителя, но одного провода! Даже не верится,
что радость была так близка и доступна :-) Все, с такой красотой прямая
дорога на соревнования.
Коврик пола багажника пришлось немного
подрезать, но без этого - никак. И на этом этапе вмешательство во
внутреннее пространство багажника я
закончил.
Выводы
Я очень доволен получившейся
конструкцией, особенно соотношением трудозатрат к достигнутому эффекту.
Действительно, валяющийся в багажнике усилитель (прикрученный к спинке)
создавал сильный дискомфорт, который даже умудрялся проникать в салон :-)
Полка отвечает всем обозначенным выше требованиям, включая охлаждение
усилителя. Карпет обивки настолько совпадает с "родным", что в полумраке
багажника на первый взгляд вообще ничего лишнего не заметно. Осталась лишь
проблема нормального освещения багажника, которая в инсталляции играет
далеко не последнюю роль...
Вырезал я полку моментально, по
сравнению с трудозатратами на новый сабвуфер это просто ерунда, всего лишь
пара взмахов электролобзиком. Обтяжка карпетом в целом удалась, правда,
пришлось наклеить пару тренировочных кусочков. Со звуком (шумы, наводки,
фон) никаких проблем, чего я тоже немного побаивался. Но почти все провода
я буду менять и укладывать заново, хотя будет это ближе к теплу, как
предполагается...
автомобильные усилители, схема автомобильного усилителя
|
|